Советы родителям и детям

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

«Использование документ – камеры на уроках и во внеурочной деятельности»

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.

Константин Кушнер.


     Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Главной  задачей является необходимость повышения качества современного   образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, на умение самостоятельно добывать знания. Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

     Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий. Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.

       Современные технологии стремительно ворвались в жизнь человека и сегодня трудно представить наше существование без телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов и множества других умных и чрезвычайно полезных устройств.

      В окружении телевизионных экранов и мониторов компьютеров выросло уже целое поколение школьников, которое от предыдущих отличается особым способом восприятия информации: у современных детей, сидящих за школьной партой, очень высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции. Почему ребенок в 3 года уже цитирует рекламу и знает, в какой последовательности  сменяются слайды? Да потому, что это динамично, красочно, лаконично, вызывается непроизвольным вниманием и способствует запоминанию.  Таким образом, появление в школе средств обучения нового поколения естественно и оправдано.

       Чтобы успешно реализовать основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с ФГОС, необходимо создать современную  информационно-образовательную среду. Современные образовательные технологии деятельностного типа требуют введения новых инструментов, которые позволяют обеспечить практико-ориентированную деятельность обучающихся. К такому инновационному инструменту относится документ-камера.

          Документ-камера - это особый вид электронного устройства, предназначенного для формирования в реальном времени изображений наблюдаемых предметов и действий с целью их отображения в увеличенном виде на специальном экране на всю аудиторию.

      Документ-камера позволяет получить и транслировать в режиме реального времени четкое изображение практически любых объектов. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиа проектора.

      Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использую  возможности  документ-камеры практически на всех уроках.

         Функции документ – камеры

• функция демонстрации стационарных изображений и объектов, увеличение демонстрируемого объекта

        С помощью документ-камеры очень удобно работать с учебником. Любой рисунок или текст можно увеличить и представить на ИД. На демонстрируемом рисунке можно выделить отдельный фрагмент и остановить на нем внимание учащихся.

• контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы   обучение сложным учебным действиям при выполнении письменного задания, визуальная работа с текстом на уроках МХК

        При визуальной работе с текстом  документ- камера  помогает найти определенную информацию, слова или словосочетания, выделить фрагменты текста по определенным признакам, соотнести иллюстративный и текстовый материал. Различного рода выделения, подчеркивания и пометки можно делать  с помощью электронных карандашей.

•  демонстрация сложных учебных действий, состоящих из нескольких этапов или операций:

на уроках технологии, ИЗО, черчения обучение работе  вышиванию, накладыванию штриховки, рисованию сложных узоров, работе  кистью и цветом, выполнению ГОСТов и пр.

         На уроке технологии с применением документ-камеры  проще объяснять и демонстрировать ученикам приемы работы вышивания, вязания,батика. Раньше нужно было бы подходить к каждому ученику и показывать технику его выполнения или выполнять показ фронтально всему классу.  Видео-изображение на экране, спроецированное документ-камерой, создает демонстрацию показа этих приемов (очень часто демонстрируют сами дети) в режиме реального времени так, что все мелкие детали видны ученикам за последними партами.

        При проведении внеурочных занятий с обучающимися использование документ - камеры может принимать самые разнообразные формы: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов. Таким образом, документ-камера также может служить средством развития творческих способностей учащихся.

         Основные достоинства документ – камеры.

       Во-первых, она позволяет «оживить» процесс преподавания, сделать его более наглядным и убедительным и, как следствие, более эффективным.

        Во-вторых, документ-камера выступает как инструмент установления обратной связи между учителем и классом, как средство повышения мотивации учеников.

        В-третьих, появляется больше возможностей гибко реагировать на ситуацию, привносить в урок необходимый элемент интерактивности и диалога.

        В-четвертых, устройство реально и существенно экономит время учителя как во время подготовки к уроку, так и во время проведения самого урока.

      И в-пятых, позволяет использовать в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

        При работе с документ-камерой формируются универсальные учебные действия:

• коммуникативные  

происходит диалог «ученик – камера», «ученик – камера – класс». Развиваются умения обмениваться информацией и мнением  с помощью современных  технических средств.

        Дети учатся выступать перед небольшой аудиторией с устным сообщением  при поддержке средств ИКТ. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

• познавательные  

 поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез и классификация объектов; подведение под понятие, выведение следствий;

построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера, преобразование

• регулятивные  (целеполагание,  планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция)

• личностные  

формирование положительной мотивации к обучению, осознание важности умения использовать в своей жизни навыка добывать знания с помощью средств ИКТ, в том числе и с помощью документ – камеры

         Жизнь в современном мире практически немыслима без информационных технологий, которые  прочно вошли во все сферы нашей жизни. В связи с этим нам, учителям, следует в полной мере использовать современное образовательное оборудование в своей работе для того, чтобы увлечь детей в мир знаний, повысить качество образовательного процесса.


Автор : Алешникова Е.Ю.

ШКОЛЬНАЯ ГАЗЕТА - важнейшая грань школьного СМИ

Школа – это маленькое государство, живущее своей, довольно бурной жизнью. Освещать прошедшие и планирующиеся события, писать об интересном и важном для школьников – почему бы нет? Тем более, если ребята сами активно участвуют в процессе, придумывают разделы и темы конкретных публикаций, собирают материал, учатся его структурировать и преподносить. Кем бы они ни стали в дальнейшем, этот опыт им пригодится.


Еще одним  творческим шагом в моей работе стало создание школьной газеты «Планета «Детство». В этом году я веду  внеурочную деятельность, где мы с ребятами работаем в программе Microsoft Publisher и   создаём школьную газету.


Полезные навыки


В первую очередь дети учатся быть взрослыми и самостоятельными. Им приходится работать в команде, распределять обязанности, подчиняться одним ровесникам и руководить другими. Ребята учатся брать интервью, писать логичные, завершенные и красочные статьи. Кстати, газета – это работа не только с текстом. Здесь нужны и фотографии (отснять, отобрать, обработать), и грамотное оформление. А в самом начале еще нужно разработать дизайн логотипа. С этим тоже может справиться кто-нибудь из старшеклассников.


Очень хорошо, когда ребенок берет на себя ответственность – и идет старательно выполнять работу, готовить материал, оформлять его. При этом он знает, что сдать сделанное нужно в определенный срок. Чем больше народу вовлекается в процесс, тем лучше – у каждого есть шанс попробовать что-то новое. Дети очень неожиданно раскрываются в процессе такой деятельности. Кто-то осознает свою полную неспособность к бумажной работе, а кто-то, наоборот, проявляет талант журналиста, редактора или верстальщика. Ребятам как раз пора определяться с выбором профессии – и школьная газета вполне может помочь в этом некоторым из них.


Программа-максимум


Каждый номер на ой взгляд должен быть неповторимым и интересным. Слаженная и командная работа – это очень хорошо, но если она еще и даст ощутимые результаты, можно считать, что цель достигнута. Если каждый номер газеты вызывает ажиотаж, если в ней присутствуют не только статьи о школьных мероприятиях и биографии учителей, но и материалы, в которых рассказывается об общих актуальных проблемах – это и есть цель к которой мы стремимся.. Хорошо, если читать интересно не только детям, но еще и учителям и родителям. А если все это еще и грамотно откорректировано, красиво оформлено, качественно отпечатано – это уже высший пилотаж.


Школьная газета сильно поднимает авторитет учебного заведения в глазах учеников. Появляется ощущение гордости за собственную школу, желание сделать ее еще лучше. Так прежде пассивные дети втягиваются в общую деятельность. И это здорово: хорошо, когда ребенок работает над газетой или участвует в школьных мероприятиях (от спортивных соревнований до тематических вечеров и концертов), так у него меньше шансов попасть в плохую компанию. В процессе этой деятельности ребята лучше узнают друг друга, завязываются дружбы, которые потом могут продержаться всю жизнь.


 Наша газета существует не первый год, но именно в этом (18-19) учебном году под нашим  редакторством она стала более объёмная (увеличилось число страниц с 2 до 6-10)),  более красочной и более интересной. Над газетой работают три педагога и три группы детей.  Две группы берут интервью, делают репортажи и  пишут статьи, а моя группа занимается фотографией (иллюстрацией) и редактирует текст.  По общему голосованию было выбрано несколько рубрик :

Цель близка – в этом разделе помещаем статьи связанные с успехами наших учеников ( различные победы и успешные участия в олимпиадах, конкурсах, выставках; поступления и знакомства с ВУЗами и т.д)

Семь Я – этот раздел посвящен мероприятиям  проведенным внешколы или с участием родителей и близких.

Наша жизнь – здесь мы решили помещать крупные, значимые мероприятия, проведенные специалистами для наших учащихся.

Удивительное рядом – эта рубрика освещает приятные моменты жизни школы и школьников .

Сегодня думаем расширить круг рубрик и добавить литературную  и развлекательную  страницы, страницу советов специалистов - психолога, социолога, учителей-предметников, а так же  спортивную рубрику.


Всё  наше творчество: работы  студии «Sand-Art» и школьную газету можно посмотреть на официальном школьном сайте, а так же в специальном разделе -  шк.газета"Планета"Детство".


Автор: Алешникова Е.Ю.

Работа студии «Sand-Art» или песочная анимация в нашей школе

1) Определенным новшеством моей работы является создание студии песочной анимации «Sand-Art» в рамках внеурочной деятельности.

2)  Научно доказано, что ребенок  c  ранних лет приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у школьников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, чувства прекрасного. Рисование на песочных столах может удовлетворить потребность ребенка в творческой самореализации, снять психоэмоциональное напряжение, укрепить здоровье.

  3)  Песок выступает изобразительным материалом в трехмерном изображении. Образы получаются объемными. Световое сопровождение создает причудливые тени. Песок, как природный сыпучий материал, хорош еще и как изобразительный материал. Играя с песком, дети проявляют к нему устойчивый интерес, с большой любознательностью исследуют способы взаимодействия с ним. Вспомните, с каким удовольствием в детстве мы наблюдали, как сквозь песок уходит вода, как нетронутая поверхность песка побуждала нас к взаимодействию с ним, провоцировала к нестандартному творчеству. Учитывая эту особенность и любовь детей к песку, очень широко развивается новое творческое направление – рисование песком. Этот вид искусства стал доступен  нашим школьникам благодаря новому современному оборудованию, которое  приобрела школа.

В  нашей студии занимаются дети с 5-го по 7-ой класс. Поэтому есть все основания дать возможность талантливым детям проявить себя, используя все лучшие достижения школьного образования и современного оборудования.  Красиво, завораживающе, интересно, безопасно!

 4)  Арт-терапия – направление, которым могут позволить себе заниматься только педагоги-психологи со специальной подготовкой. Родоначальник арт-терапии – Карл Густав Юнг. Он использовал фигурки, воду и др. предметы в песочной терапии как средство сублимации психологических проблем детей и  взрослых.

 Песочное рисование – это, прежде всего, самодостаточный и очень эффектный вид искусства, прародителем которого по праву считается песочная анимация. Появилась она в 70-х годах, когда американский аниматор Керолайн Лиф создала свой песочный анимационный фильм: «Филин, который хотел жениться», где под камерой маслом по стеклу происходило создания фильма. Как бы сейчас сказали в режиме «онлайн» Позднее ее опыт переняли другие аниматоры, один из которых Ференц Коро. Он создал фильм без монтажа на одном дыхании. Успех! Опыт его положил начало новому искусству – искусству рисования песком. Песочное шоу – живое выступление художника. Секрет признания этого вида искусства состоит в том, что мы видим не только готовый продукт творчества, а имеем возможность наблюдать процесс творения, при этом музыкальное сопровождение лишь усиливает впечатления.

   5) Основная формаельности, в результате чего повышается интерес к творчеству. А через личный опыт, приобретённый при создании видеофильма, наращивается социальный опыт, так как сам фильм и  есть социально значимый продукт.

  6)   На сегодняшний день студия выпустила 4 праздничных видео:

«Фильм о школе», созданный к 50-летию нашего образовательного учреждения, авторы ученицы 6-ых классов,  

Песочное шоу «Милым женщинам». Наши семиклассницы создали двенадцатиминутное видео, посвящённое празднику 8 марта. проведения занятий – групповая. Общение ребят друг с другом   дает возможность коллективной деят

В этом учебном году творческий подход проявили  пятиклассники. Они поздравили всех учителей праздничной  видеооткрыткой, которую накануне праздника Дня учителя мы вместе разместили в объявлениях учительской в Дневнике.ру.

А также девочки поздравили всех мальчиков и мужчин с 23 февраля.


Наши фильмы - результат работы студии


Автор: Алешникова Е.Ю.

Предмет по выбору «Черчение в программе Компас 3D»

Мир, в котором мы живём, постоянно развивается, привнося в нашу жизнь невероятное количество нового и удивительного.

Нововведения, или инновации, окружают нас  повсюду. Они изменяют не только образ жизни людей, но и их профессиональную деятельность. Инновационные изменения не могут не отразиться и на деятельность современного педагога. Иными словами, педагогическая деятельность, «идя в ногу со временем», становится инновационной.

В настоящее время остро стоит проблема поиска инновационных решений в системе образования, главным результатом которых будет формирование личности, способной к постоянному развитию, обладающей преобразующим интеллектом, определяющим способность к оценке последствий принимаемых решений.

3) Согласно учению Л.С. Выготского обучение, опираясь на достигнутый уровень развития, должно опережать его, стимулировать, вести за собой, поэтому процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Обучение, идущее впереди развития, ориентировано на развитие ребенка как основную цель.

4) Работа с графической информацией стала отдельной специальностью, остро востребованной на рынке труда. Курс «Компьютерная графика» включает в себя элементы общей информатики, элементы черчения, геометрии и математического описания элементарных геометрических объектов.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая графический редактор КОМПАС-3D LT.

Исследования показывают: сегодня научно-технический прогресс развивается настолько динамично, что знания выпускника устаревают уже в процессе его обучения. Чтобы устранить это противоречие,  подготовка  будущего инженера должна не просто обеспечивать определенный уровень знаний, умений и навыков, но и формировать готовность к самосовершенствованию и самообразованию, умение анализировать и решать проблемы с использованием интегрированного подхода, владение методами проектного мышления, готовности к коммуникации и командной работе.

5) Техническая  графика в нашей школе  введена с 8-го класса как предмет по выбору.  В этом году в 10ых классах введен новый предмет по выбору  с использованием информационных технологий - системы автоматизированного проектирования КОМПАС-3D LT

6) Программа «КОМПАС» предназначается для школьников 10го класса - профиль ФИЗМАТ  - детей способных работать с проектной графикой и документацией. Данная версия программы ориентирована на работу, как с двумерными, так и с трехмерными объектами. Так же  все желающие могут пройти курс самостоятельно в режиме онлайн. Нужно лишь зайти на школьный сайт, в раздел ИОС- СДО

 7) В результате изучения курса: “Черчение в Компас 3D” школьники должны научится анализировать форму предметов по их чертежам, наглядным изображениям и разверткам; читать чертежи несложных деталей и выполнять их наглядные изображения средствами ручной и компьютерной графики.

 Эта графическая программа помогает развивать у школьников  образного и пространственного мышления учащихся; аккуратности и самостоятельности в процессе проектирования. творческие способности, логику, фантазию. На занятиях школьники учатся изображать средствами компьютерной графики простейшие геометрические образы: линии, окружность, прямоугольник, эллипс, правильные многоугольники. Узнают, как правильно оформить чертеж, проставить размеры и работать с трехмерной графикой.

Учащиеся осваивают терминологию, способы построения того ли иного изображения, способы решения задач.

8) Целью курса является приобщение учащихся к графической культуре — совокупности достижений человечества в области освоения и применения ручных и машинных способов передачи графической информации. Формирование у учащихся целостного представления пространственного моделирования и проектирования объектов на компьютере, умения выполнять геометрические построения на компьютере. Создание собственных моделей. Развитие образного пространственного мышления учащихся.

Основные задачи курса

• Систематизировать подходы к изучению предмета;

• Сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием трехмерных и плоскостных моделей объектов;

• Показать основные приемы эффективного использования систем автоматизированного проектирования;

• Сформировать логические связи с другими предметами (геометрией, черчением, информатикой) входящими в курс среднего образования;

• Дать учащимся знания основ метода прямоугольных проекций и построения аксонометрических изображений с помощью программы КОМПАС-3D;

• Дать понятие математического описания геометрического объекта;

• Ознакомить с важнейшими правилами выполнения чертежей, условными изображениями и обозначениями, установленными государственными стандартами, библиотеками КОМПАС-3D;

• Научить анализировать форму и конструкцию предметов и их графические изображения, понимать условности чертежа читать и выполнять эскизы и чертежи деталей;

• Познакомить с методами и способами хранения графической информации с помощью компьютера, дать понятия графических примитивов, алгоритма построения геометрических объектов;

• Научить самостоятельно работать с учебными и справочными пособиями.

• Изучить порядок использования ГОСТов ЕСКД и правила оформления

• графической (чертежи) и текстовой (спецификации) документации.

• Получение начальных навыков профессиональной деятельности по профессиям чертежник, чертежник-конструктор.

9) Александрова Жанна Викторовна учитель технологии гимназии № 399 Красносельского р-на Питербурга разработала систему комплекса практических работ  в программе Компас 3D, в которых подробно  описала пошаговое выполнение того или иного построения, плюс  аналогичная самостоятельная работа.

10) На своих занятиях. Я использую метод опережающего обучения. Педагог, способный видеть перспективу и конечный результат обучения, для уменьшения объективной трудности некоторых вопросов программы небольшие фрагменты новой темы вводит в процесс обучения с опережением.  Опережающее обучение – это вид обучения, при котором краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение ее по программе.  

По С. Н. Лысенковой, феномен такого обучения заключается в следующем: рассредоточенное усвоение наиболее сложного учебного материала, вводимого с опережением программы, обеспечивает его осознанное восприятие, прочное запоминание и ускоренное формирование навыка практического действия. Учитель, опережая программу, не испытывает недостатка времени, а в некоторых случаях получает даже его избыток, позволяющий дольше и всесторонне работать с каждой темой. Таким образом, «опережение – это не бездумная гонка за счет спрессовывания детского времени ценой отставания слабых, а результат хорошо продуманного, высокоорганизованного процесса обучения»

11) Задав первую тренировочную  часть практической  на дом, на следующем уроке объясняю  выполнение  2ой  подобной работы.  Ребята, самостоятельно ознакомившись с алгоритмом построения,  намного быстрее выполняют задание, а некоторые на уроке успевают выполнить по несколько практических работ. Более способным ученикам удаётся взять шефство над  более слабыми, помогая им разобраться в программе. Для тех, кому сложно было самостоятельно выполнить первую часть работы, есть время сделать её на текущем уроке, а затем перейти непосредственно к заданию на оценку.

12)  Для более лёгкого усвоения материал в программе КОМПАС-3D  предусмотрен учебник, где можно проследить весь путь создания детали. Первый раздел «Создание первой детали» ( изометрия), затем «Создание рабочего чертежа» (в документе и в видеофайле)

Комментарий к видео:

В диалоговом окне укажите тип создаваемого документа Деталь и нажмите кнопку ОК.

 На экране появится окно новой детали.

Выбор начальной ориентации модели

• На панели Вид нажмите кнопку списка справа от кнопки Ориентация~  ~и укажите вариант Изометрия XYZ.

Выбор начальной ориентации модели не оказывает влияния на ход ее моделирования и на ее свойства. От этого будет зависеть только ее ориентация в пространстве при выборе одной из стандартных ориентаций.

13) В результате - в итоговых оценках  группы нет ни одной четверки. Все ребята справились с поставленными задачами на отлично.


Автор: Алешникова Е.Ю.

Черчение? Кому нужен этот предмет? (размышления учителя)

«А когда у нас будет черчение?», «Почему в пятом классе такого нет?», «А это что, чертёж? А мы такие когда будем делать?»… вот такие вопросы я слышу часто во время перемены, когда приходят на урок изобразительного искусства классы помладше после восьми- и девятиклассников и видят на доске всевозможные чертежи.


Аттестат о среднем (полном) общем образовании расскажет нам о том, что все мы в свои школьные годы учились в школе, и имели возможность получить представление почти обо всех науках. А делается это затем, чтобы юному отроку помочь разобраться в самом себе и найти дальнейший путь развития, и сделать выбор своего профессионального пути.


На сегодняшний день мы имеем практически полное отсутствие в школьных программах направление развития технического мышления. Предмет черчение в школах не преподается повсеместно. Кто-то решил, что развитие технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений не обязательно. А ведь такой предмет помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства. Кроме того, занятия черчением оказывает «большое влияние на воспитание у детей самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания».¹


Сейчас всё больше встречается детей с плохо развитой памятью. Дети не могут запомнить прочитанный текст, выучить правило или стихотворение, сетуя на то, что «это не реально выучить» и «раньше такого не задавали». Как не задавали? Нам приходилось учить, причем довольно часто, монологи из произведений, не говоря о стихах! На развитие памяти и пространственных представлений влияет чрезмерная насыщенность в современных учебниках иллюстраций. Размеры учебников в начальной школе выросли вдвое только за счет иллюстраций, картинок. В былые времена иллюстрации присутствовали тоже, но их было меньше, и чаще черно-белые. Все это давало возможность детям больше воображать, представлять, т.е. мыслить. Я не призываю отказаться от картинок в учебниках, но надо дать возможность детям домысливать самостоятельно.


«А как же изобразительное искусство?», спросите вы. Несомненно, уроки изобразительного искусства не только учат детей изображать окружающий многообразный мир разными художественными материалами, но и развивают умения наблюдать, видеть и замечать удивительное рядом. Весь учебный год учитель следует программе. К концу учебного года многие дети спрашивают: «Будет у нас свободная тема?», и, как только на самый последний урок в году предлагаю ребятам представить, как они собираются отдыхать на каникулах, чем будут заниматься целых девяносто с лишним дней, у многих детей растерянность. Они просто не знают, ЧТО им нарисовать. «Подскажите, что мне нарисовать…», и мы вместе начинаем фантазировать: вспоминать, что ребенок любит делать, где хотел-бы побывать или вернуться в те места, где уже был. Не все, конечно, так с трудом могут мысленно улететь, уплыть, убежать в бескрайний мир фантазии. Для других и урока мало, остановиться не могут.


И мы рисуем до конца седьмого класса….


И вот перед нами инженерная наука! Восьмиклассники с восторгом для себя открывают, что с предметом черчения связаны очень многие вещи. Для них будто открывается какая-то тайна, становится понятым замысловатое изображение именуемое чертёж. Оказывается практически все предметы – это результат идеи, мысли, первоначально отображенный на бумаге в виде эскиза или чертежа!


Конечно, сначала трудно, очень трудно! По окончании начальной школы на свой почерк дети перестают обращать внимания. Они привыкают писать буквы небрежно, (учителя русского языка, вам терпения)² не могут потом причитать свои записи, потому, что не понятно какая буква написана. С цифрами – тоже. Спустя несколько недель, после изучения основ черчения, у многих меняется почерк. И это хорошо. Учителя математики с облегчением вздыхают, так как, черчение помогает понять геометрию, не говоря уже о начертании геометрических образов.


Нельзя не сказать и о развитии мелкой моторики рук. Пальчики у детей, привыкших к современным «гаджетам», перестали быть гибкими, ловкими, как в младшем возрасте. Дети с трудом управляются с такими простыми чертёжными инструментами как линейки и угольники, не говоря о циркуле, хотя к восьмому классу детям уже известна такая наука как геометрия. А ведь для того, чтобы обучить детей правилам выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД, сколько необходимо терпения! Ведь пальчики в буквальном смысле не слушаются, они не так держат карандаш, не хватает силы прижать линейку, чтобы начертить линию, циркуль то и дело соскакивает или его ножки разъезжаются в разные стороны!


Бережно и аккуратно написанное сочинение, чистые тетради с математическими подсчетами, контурные карты с четкими стрелочками и ровно расцвеченными областями походов полководцев – это ли ни приятно брать в руки учителю на проверку? На уроках черчения прививается культура графического труда. И начинается эта культура с грамотной организацией рабочего места для выполнения графических работ. Мои ученики знают и выполняют чертежи только чистыми руками и чистыми подготовленными инструментами. Все свои принадлежности дети носят и хранят в обычной папке с замком. В таких папках младшие школьники носят на урок технологии разные материалы.


Так для чего же нужен предмет черчение?


Дети могут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Например, то, что черчение тесно связано с такими науками как геометрия, физика, технология, изобразительное искусство и информационные технологии – это бесспорно. Ни один из предметов школьного цикла не формирует представления о графических системах, методах, средствах и способах отображения информации, что помогает социальной адаптации выпускников школ. Ведь он и назначен в системе среднего (полного) общего образования для развития (быть может, я снова повторюсь) пространственного, логического и абстрактного мышления, творческих качеств личности, наблюдательности, внимания, для формирования пространственного воображения и пространственных представлений, для обеспечения политехнической и графической грамотности, для знакомства с началами проектирования и конструирования. В конце концов, изучение черчения, графического языка как синтетического языка, является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знание его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы в других странах мира, а также для продолжения образования.


Поскольку общеобразовательная школа готовит выпускников, способных адаптироваться к быстрой смене требований рынка труда, к жизни в обществе, построенном на системе рыночных отношений, им необходима основательная, систематическая графическая подготовка, обеспечивающая отчасти трудовую мобильность, смену профессий и переквалификацию.


И если я, как учитель черчения, помогу детям овладеть совокупностью знаний и их использования в науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике и общественных сферах жизни общества; помогу овладеть совокупностью графических умений, а также способностью применять полученные знания и умения не только для адаптации к условиям жизни в современном обществе, но и для активного участия в репродуктивной и творческой деятельности (научной, производственной, проектной и др.), то моя цель будет достигнута. (в рамках национальной доктрины образования РФ, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий.)³



__________________________________________________________________


¹ - программа «Черчение», авторы А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.Н. Винградов, М.:АСТ-Астрель, 2006.


² - личный комментарий автора.


³ - программа «Черчение», автор доктор педагогических наук, профессор В.В. Степакова. М.: Просвещение.- 2005.

Зачем изучать черчение?

 «Зачем нам это черчение?», «У нас и без чертежей хватает заданий!», «Мне не дано рисовать и чертить!», «Мне это в будущем не пригодится!». Думаю, список подобных высказываний можно продолжить. Попытаемся ответить на эти и подобные вопросы.


Черчение – это техническая дисциплина, основным предметом изучения которой является графическая грамотность, т.е. умение читать и выполнять чертежи.


Что же лежит в основе успешного овладения техническими знаниями?


Всем известно, что головной мозг человека представляет собой основной регулятор всех функций, происходящих в живом организме. Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально важная часть центральной нервной системы. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память.


Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует при выполнении только некоторых функций.


Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты.


Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.


Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.  Продуктом работы левого полушария являются логический и аналитический подходы, которые необходимы для решения математических проблем. Числа и символы тоже распознаются левым полушарием.


Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.


Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах. Оно отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные картинки-головоломки.


Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.


Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С его помощью мы можем сочинять различные истории. Оно отвечает за способности к изобразительному искусству, эмоции, метафоры.


Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа. Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему, мы можем воспринимать совокупность черт как единое целое.


Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление. Становление мышления человека и его основных видов происходит в дошкольном и младшем школьном возрасте. Связано это с фазой активного интеллектуального развития и в данный период времени обучение происходит гораздо проще и эффективнее. Огромное значение приобретает пространственное мышление. Этот вид умственной деятельности отвечает за ориентацию в пространстве, создание в сознании человека образов пространства и использование их в процессе решения практических и теоретических задач.


Отличительной особенностью пространственного мышления является то, что его единицей измерения служит образ, который заключает в себе специфические характеристики пространства: размер, форма, взаимоотношения между его частями, местонахождение в пространстве и т.п.


Пространственное мышление - это фундамент, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельности человека, поэтому развитие и формирование этого вида умственной активности очень важно для профессиональной успешности личности.


Особенно это стало актуальным сейчас, когда возросла роль схематичности, графических изображений, условных обозначений.


Деятельность представления - это основной механизм пространственного мышления. Его содержанием является оперирование образами, их преобразование. В пространственном мышлении происходит постоянное перекодирование образов, т. е. переход от пространственных образов реальных объектов к их условно-графическим изображениям, от трехмерных изображений к двухмерным и обратно.


Начинать развивать пространственное мышление и воображение в 18-20 лет безнадежно поздно. В этом возрасте с трудом дается то, с чем 12-летние справляются мгновенно.


Именно черчение, как вид деятельности, способствует развитию пространственного мышления школьников. Во время процесса черчения, разработки и чтения чертежей активно работают, а, следовательно, и развиваются, оба полушария головного мозга. Так как во время выполнения графических работ, мозг не только формирует представления о пространстве и ориентируется в нем, но и анализирует, распознает знаки и символы, поэтапно «считывает» информацию о деталях чертежа.


Современные школьники должны уметь совмещать естественные, технические и информационные науки на нано-, микро- и макроуровнях, ощущать социальную ответственность, быть творческими личностями, иметь развитые навыки устного и письменного общения. Они должны быть готовы стать гражданами мира и понимать, какой вклад могут внести в развитие общества.  Поэтому черчение изучается не только в школе, но и в профессионально-технических лицеях, колледжах, высших технических учебных заведениях. Юноши, которые выбирают профессию с техническим уклоном (электрик, слесарь, автомеханик, строитель, архитектор, геодезист и т.д.), должны понимать, что черчение является для них одним из ведущих предметов.   Для девушек, которые собираются поступать на отделение дизайна (интерьера, одежды, т.д.), также черчение является неотъемлемой частью изучения выбранной профессии.


Учитывая то, что большинство учащихся поступает в среднетехнические учебные заведения, надо понимать, что черчение является одной из главных дисциплин. Знания и умения, полученные на уроках черчения в школе, помогают и облегчают обучение в этих учебных заведениях при изучении начертательной геометрии, инженерной графики, аналитической геометрии и математического моделирования, проективной геометрии.


Перечислять сферы применения графической грамотности можно и дальше. Но это технические специальности. А как же, скажем, медицина. Уж там-то точно это не пригодится. Но это заблуждение! В медицине, как и в любой другой сфере деятельности, развивать пространственное мышление и уметь правильно определять расположение предметов в трехмерном пространстве и переводить полученную информацию на плоскость также необходимо. Не говоря уже о том, что медицинская техника становится все сложнее и сложнее, и без графической грамотности и технических знаний в современном мире не обойтись ни одному врачу.


Не стоит забывать о том, что чертежи, рисунки – всё это международный язык общения. В чертежах иностранных инженеров можно разобраться, не зная языков. Для этого достаточно знать только один язык – графический - язык линий, знаков, символов, чисел.


Кроме того, черчение дисциплинирует, воспитывает аккуратность, точность выполняемых действий, помогает лучше разбираться в геометрии, географии, физике, технологии, информатике.

Ошибки начинающих художников. Как их избежать?

Перевод статьи Robie Benve “13 Beginner Painting Mistakes You Want to Avoid”


Было ли с вами такое – вы пришли на выставку и вдруг поняли, что вокруг работы одних новичков? Как их распознать? Какие ошибки начинающих художников свойственны любительской живописи?


Многие начинающие художники делают одни и те же ошибки. Их легко могут заметить как профессиональные художники, так и обычные зрители.


Ниже приведен список самых распространенных ошибок новичков. Он поможет вам их избегать, а ваши работы перестанут выглядеть посредственнымы и скучными.


ОШИБКИ НАЧИНАЮЩИХ ХУДОЖНИКОВ


Ошибка №1. Рисовать все, что видите

Не пытайтесь быть фотоаапаратом. Вы создаете картины, в них – ваше собственное видение мира, изображаемых объектов.

Вы не обязаны рисовать каждую деталь лишь потому, что она есть в реальности.

Будьте избирательными – включайте только те элементы, которые подчеркнут каждый конкретный сюжет. Фотография – ваш помощник. На ней есть все необходимые элементы, но какие из них включать – решаете только вы.

Кроме того, когда вы пытаетесь достичь фотореализма в своих работах, даже маленькие незначительные ошибки в несоблюдении размеров, углов наклона и тому подобные, будут очень заметны зрителю.


Ошибка №2. Быть заложником сюжета

Не обязательно рисовать объекты в том месте, где они находятся на самом деле. Вы можете менять их местоположение, если это усилит композицию картины. Это верно для любого жанра, в том числе и для пейзажа.

Можете совмещать элементы с разных фотографий. В этом случае важно помнить про то, где находится источник освещения.

Если вы рисуете узнаваемое место, передвигать объекты в рамках картины может быть проблематично. Вместо этого можно сдвинуть вторичные или переменные элементы или вовсе от них отказаться.  К таким элементам относятся фигуры людей, зонты, мебель, цветы и т.д.

Ваша основная задача – передать сюжет, ухватив его суть, и подобрать для этого лучшую композицию из возможных.


 Ошибка №3. Размещать главные элементы в центре картины

Не размещайте главный элемент картины строго в центре, иначе взгляд зрителя будет прикован только к нему.

По этой причине избегайте и размещения по центру основных линий, таких как край стола, ствол дерева. Они как будто разрезают картину пополам вертикально или горизонтально.


Ошибка №4. Рисовать похожие или равноудаленные объекты

Есть одно простое композиционное правило – расстояние между объектами должно быть разным. Это значит, что вы должны применить разнообразие ко всем элементам картины, чтобы привлечь внимание зрителя и заставить его взгляд блуждать по ней.

Если вы работаете над пейзажем – меняйте форму и размер ваших деревьев, смешивайте разные оттенки зеленого, обратите внимание на расстояния между объектами. Избегайте однотипных рядов деревьев или кустарников одного размера.

Даже если вы рисуете такой упорядоченный, с заданной формой, объект как забор, добавьте немного разнообразия – сделайте местами шире зазоры, наклоните пару досок, а то и вовсе пропустите одну.


Ошибка №5. Одинаковое количество деталей на переднем и заднем планах

Эта ошибка особенно часто встречается у тех, кто рисует не с натуры, а по фотографиям.

На фотографиях сохраняется огромное количество деталей и почти все они в фокусе. Вы можете ясно разглядеть и травинку на переднем плане, и ветку дерева вдали.

Однако наши глаза видят по-другому. Если мы сосредоточим взгляд на одной области, все остальное будет размыто.

Решите где будет центр вашей работы, нарисуйте его более подробно.

Не детализируйте все области картины одинаково. Как правило, в фоне очень мало деталей, их количество постепенно увеличивается к переднему плану и композиционному центру картины.


Ошибка №6. Использовать готовые зеленые оттенки

Поражает разнообразие и насыщенность зеленых оттенков, встречающихся в природе. Их невозможно подобрать, используя лишь краску из готовых заводских тюбиков и кювет, сколько бы их у вас ни было.

Основное преимущество покупки зеленых оттенков – они всегда у вас под рукой. Однако вы добьетесь куда больших успехов, смешивая готовые цвета с другими, чтобы добиться желаемых оттенков.

         “Они будут продавать вам тысячи оттенков зеленого цвета. Veronese green, изумрудный, кадмий зеленый, и любой зеленый, который вы только пожелаете, но нужный – никогда.” – Пабло Пикассо

Яркие и похожие друг на друга оттенки зелени присутствуют в работах многих начинающих художников. Вы сразу заметите, что они используют готовые зеленые краски.

Чтобы избежать подобной ошибки, смешивайте свои оттенки зеленого, добавляя разные цвета. Добавив синий к зеленому, вы сделаете его холоднее. Желтый цвет сделает зеленый оттенок более теплым, а красный цвет приглушит яркую зелень.

ошибки начинающих художников


Похоже на разобранную выше Ошибку №6, но речь немного о другом.

Когда вы смешиваете зеленые оттенки, то будете получать разные вариации в зависимости от используемых голубых и желтых цветов, а также их пропорций в смесях.

Но! Зеленые, полученные путем смешивания только синих и желтых оттенков, как правило, слишком яркие по сравнению с реальными цветами в пейзаже.

Каждое зеленое растение или объект имеет несколько иной оттенок – насыщеннее, теплее, холоднее или даже тускнее чем тот, что вы получили.

Некоторые оттенки, расцененные нами как зеленые, вообще оказываются синими или очень тусклыми желтыми, местами встречается и серый цвет.

Смешивая зеленые оттенки из синих и желтых, добавляйте туда оранжевые или красные, посмотрите как они приглушают зелень.

Обратите внимание на то, что зеленые оттенки в пейзаже меняются в зависимости от времени суток, цвета света и времени года. То, что утром кажется вам сине-зеленым, вечером может быть окрашено в желто-зеленый цвет. Зеленые оттенки более насыщенны весной и тусклые осенью, во время листопада они более оранжевые.


Ошибка №8. Экономный расход краски

Это трудноискоренимая привычка – использовать малое количество краски, экономить.

Ничто так не говорит о непрофессиональности художника как неуверенные, боязливые, скупые мазки.

Смешайте в два раза больше краски чем вам нужно и используйте ее. В конечном итоге у вас может остаться лишняя краска, но это не так страшно.

Будет хорошо, если вы начнете работу над картиной с тонких слоев, но по мере заверешения ваши мазки должны быть более густыми, решительными, уверенными. Оставьте их такими, не трогайте.

Не возвращайтесь назад и не пытайтесь переделать уже наложенные мазки. Придите к согласию с собой, чтобы оставить их как есть, даже если вам трудно на это решиться.

Иногда краска, нанесенная на холст, выглядит иначе чем на палитре и не соответствует вашим ожиданиям. Не исправляйте сразу же. Поработайте над другой областью и подождите. Когда вы снова вернетесь к этому участку, то уже успокоитесь и посмотрите более “свежим” взглядом. Примите решение – стоит ли повозиться с этим участком еще немного или он хорошо смотрится и так?


Ошибка №9. Рисовать то, что знаешь, а не то, что видишь

Это типичная ошибка как совсем новичков в рисовании, так и тех, кто уже занимается какое-то время.

Например, мы знаем, что дом белого цвета, и рисуем его белым.

Мы знаем, что цветок пурпурный, и рисуем его пурпурным.

Часто мы принимаем за реальный цвет объекта тот цвет, что видим когда мы смотрим на него близко и под прямым источником света.

Это же касается и форм. Мы знаем, что сосна треугольная, а тарелка круглая, и рисуем их в соответствии с заложенными общими образами, даже не пытаясь наблюдать, анализировать, сравнивать.

Прищурьте глаза и посмотрите на объект. Обратите пристальное внимание на форму, негативное пространство, структуру. Что темнее? Что легче? Задавайте себе такие и похожие вопросы.

Белый цвет в тени темнее чем черный на свету.

Мой мозг не принимает это утверждение автоматически, но если я прищурюсь и начну пристально вглядываться в объекты, то смогу удостовериться в том, что это верно.


 

Ошибка №10. Использовать неверный цвет в работе, чтобы не выбрасывать оставшуюся краску

Краски стоят дорого. Поэтому когда на палитре скапливается большое количество неиспользованной краски, то одна мысль о том, чтобы ее выбросить вызывает боль. Мы начинаем искать варианты куда бы ее пристроить, не так ли?

Но когда мы начинаем смешивать оставшийся большой кусок смеси тускло зеленого цвета с чем-то другим, то на выходе получаем что-то не менее тусклое или даже серое.

Прекратите пытаться исправить залежавшуюся смесь. Начните сначала. Не используйте неправильный цвет в работе. Или найдите ему иное применение – в качестве “серого” или добавляя по чуть-чуть, чтобы нейтрализовать другие яркие цвета.

Используя в своей работе неподходящие цвета лишь в целях экономии, чтобы они не пропадали впустую, вы рискуете конечным результатом и впечатлением от вашей живописи.



Ошибка №11. Рисовать только жесткие границы

Когда я только начала рисовать, я и понятия не имела, что бывают жесткие, мягкие и даже исчезающие границы, края. Большинство границ моих объектов были жесткими. Иногда я случайно делала мягкие края там, где нужно, пытаясь повторить то, что видела в реальности. Позже я узнала, что есть несколько правил когда применять тот или иной вид краев.

Итак, что такое мягкий край? Он проявляется когда вы объединяете цвета вместе, вливая один в другой. Жесткий край проявляется когда цвета не смешиваются и это подчеркивается формой объекта.

Общая рекомендация такова – используйте жесткие края для объектов в центре картины, а мягкие – для вторичных объектов и на заднем плане.


Ошибка №12. Работать над картиной кистями неподходящих размеров

Кисти бывают разной ширины и диаметра. Кисти маленьких размеров используются только для прорисовки деталей, они понадобятся вам в самом конце работы. Не поддавайтесь желанию взяться за них слишком рано, это приведет к тому, что ваша картина будет перенасыщена деталями.

Мне нравится начинать работать с кисточками больших размеров, ими я рисую основные формы. Затем я перехожу на кисти средних размеров для более мелких объектов. В конце берусь за маленькие кисточки, заканчиваю работу над деталями картины.

Как определить размер самой большой кисти, нужной вам для работы? Это зависит от размера ващей будущей картины. Например, если я рисую на формате 15 х 15 см, то начинаю с кисти 2,5см, постепенно меняя кисточки на более мелкие.

Чем больше размер вашей заготовки, тем большего размера кисть вам нужна. Для больших полотен 76 х 102 см я использую в начале флейцевые кисти 5 или 7 см (их можно найти и в строительных магазинах). В процессе работы я заменяю их на художественные кисти более мелких размеров.

При помощи больших кисточек вы наносите сразу больше краски. Но это не единственная причина, по которой вам стоит начинать работу с них. Они  объединяют ваши мазки, позволяют им выглядеть цельно.

Когда нужно переходить на кисти более мелких размеров? Как можно позже. Работайте с большими кисточками ровно столько, сколько сможете, прежде чем заменить их.


Ошибка №13. Беспокоиться из-за результатов

Доверяйте своим инстинктам и верьте в себя!

Страх – одна из самых коварных опасностей, поджидающая начинающих живописцев. Ученики боятся сравнения с другими более талантливыми учениками. Начинающие художники боятся как оценят их творчество более опытные живописцы. И каждый боится критики и негативных отзывов зрителей.

Страх пораждает неуверенность в себе. Для художника подобные метания и сомнения в принятых решениях особенно опасны – они обязательно отразятся на картине.

Иногда это даже не страх, что ваша работа кому-то не понравится, а страх перед тем, что напрасно тратите дорогие художественные материалы (прочитайте еще раз ошибки №8 и №10).

Откиньте все сомнения и опасения, доверяйте своим инстинктам, верьте в себя!

Следуйте за своей творческой звездой и наслаждайтесь процессом!


Перевод с источника Творческая Мастерская с Мариной Трушниковой

Напишите в комментариях, в каком из пунктов вы узнали себя? Делитесь статьей, если она стала вам полезной!

15 советов начинающим художникам

Существует стереотип, который утверждает, что далеко не каждый может стать художником. Но это не так, ведь научиться рисовать может любой человек, стоит только приложить должное количество усилий. К сожалению, большинство молодых художников совершают одни и те же ошибки в пору своей неопытности. Чтобы помочь вам их избежать, мы собрали самые лучшие, на наш взгляд советы. Прислушайтесь к ним, ведь каждый художник проходил через этап «граблей», поэтому эти советы – не что иное, как накопленные знания на чужом опыте.


 1. Выучите основы рисования. Это первый и самый главный совет. Будь у вас хоть необъятный талант, вы все равно должны знать такие вещи, как композиция, анатомия/фигура, перспектива, объем, свет и так далее. Без этих знаний вы не сможете называться профессиональным художником.


 2. Равняйтесь на лучших. Пускай ваш друг и неплохо рисует, не стоит сравнивать себя с ним. Изучайте и анализируйте биографии и работы известных художников, тогда вы сможете найти что-нибудь полезное для себя не только в рисовании, но и в стиле жизни.


3. Воспринимайте критику адекватно. Во-первых, человек может просто не понять ваше произведение, такое случалось далеко не с одним художником. Во-вторых, если критика конструктивна, то стоит к ней прислушаться. Но если вы будете остро воспринимать каждое негативное суждение о себе, то потеряете мотивацию творить и опустите руки.


4. Рисуйте с умом. Если вы только начинающий художник, задумайтесь о том, какой смысл в том, что вы рисуете. Подумайте о том, что вам есть сказать другим с помощью своего творчества. Несите посыл в своих картинах, а не просто рисуйте модные картинки или голых девушек. Должно быть что-то большее, что вы можете дать людям.


5. Рисуйте свое воображение. Уже давно отпала необходимость точно срисовывать окружающий мир – появились камеры и фотоаппараты. У художников появилась свобода рисовать абстрактно, и вообще все, что взбредет в голову. Так пользуйтесь этой возможностью!


6. Общайся с нужными людьми. И тут мы имеем в виду не только тех людей, которые могут практически помочь вам в вашей сфере деятельности. Каждый творческий человек знает то чувство, когда определенные люди как-то угнетающе влияют на вдохновение и способность творить. Подумайте, стоит ли вечер с банкой пива и плоского юмора среди таких людей того, что вы потом не сможете собрать себя в руки. Такие компании попросту сбивают вас с творческой волны, не принося ничего позитивного в вашу жизнь.


7. Никогда не останавливайтесь. Ни один великий художник не сказал фразу «я достиг совершенства», потому что нет никакого предела, который бы мог очертить максимальную высоту мастерства. Поэтому не останавливайтесь на достигнутом и продолжайте учиться и работать над собой.


8. Читайте книги. Читайте не только специфические книги о рисовании, но и художественные. Они подарят вам вдохновение и разовьют ваше воображение. Что может быть лучше для обретения музы, чем погружение в совершенно другой мир?


9. Не ищите оправданий. Вместо того, чтоб подбирать себе причину, по которой вы не сделаете что-либо, просто сделайте то, что должны. Подумайте, сколько раз за день вы себе говорите фразу «Я не сделал это, потому что…».


10. Не пренебрегайте отдыхом. Умственная деятельность истощает не меньше, чем физическая. Поэтому делайте паузы в своей работе, иначе вы растеряете свои духовные силы и не найдете в себе ни вдохновения, ни мотивации к действиям.


11. Высыпайтесь. Не стоит жертвовать сном ради рисования по той же причине, что и в предыдущем совете. Не отдыхая достаточное количество времени, ваш мозг попросту откажется нормально работать, и вы будете только и думать, что о сне.


12. Не старайтесь отполировать свои рисунки. Посмотрите на произведения великих художников и постарайтесь найти там идеальные линии и формы. Можем поспорить, что у вас не получится. Попытки нарисовать что-то идеально не приведут ни к чему другому, кроме испорченных нервов. Экспериментируйте с формами и стилями, и вы поймете, какую технику надо использовать, рисуя определенные сюжеты.


13. Всегда пробуйте что-то новое. Если вы любите драмы – смотрите комедии, если любите рок – попробуйте послушать джаз. Новое – это всегда бесконечный ресурс вдохновение и знаний. Перестаньте быть консерватором и зацикливаться на чем-то одном.


14. Будьте реалистами. Ничего не делается быстро, поэтому не стоит отчаиваться, если у вас и через пару лет практики не получается хватать звезды с небес. Недостаточно нарисовать десять человеческих фигур, вам придется нарисовать их сотни, и даже тысячи, чтоб добиться нужного результата. Ищите себя и не забывайте о постоянной практике.


15. Старайтесь замечать все вокруг. Ходите по уже знакомым местам и старайтесь найти какие-то мелочи, которые вы не заметили раньше. Такая тренировка поможет вам научиться обращать внимание буквально на каждую букашку на вашем пути. А там кто знает, может эта самая букашка и станет объектом вашего вдохновения


Автор:  Ольга Сей-Хай

Что делать, если ребенок не хочет или не может рисовать?

Рисование считается необходимым этапом полноценного развития, но иногда случается так, что ребенок не проявляет к рисованию никакого интереса.


Главное в таких случаях – сохранять спокойствие, следует разобраться с причинами и продолжать обучение.


Причин отказа от рисования может быть множество, чаще всего это проблемы со здоровьем или плохое настроение, иногда малышу просто интереснее заниматься другими играми.


Если малыш отказывается рисовать постоянно или с регулярной периодичностью, то на это могут быть другие поводы.


Иногда причина заключается в том, что заданная тема может не вызывать интереса, особенно часто это случается, если взрослый не принимает никаких попыток привлечь внимание малыша.

Малыш может не хотеть заниматься из-за неуверенности в своих силах или страха неудач, в результате чего следует отказ от рисования и начинается плач.


Причина такого поведения заключается в опасениях, что взрослые и другие дети будут смеяться над его картинками и ругать, если что-то выйдет не так.


В такой ситуации взрослый должен попробовать позаниматься вместе с ребенком, показать ему новые приемы. Малыша нужно успокоить, после чего он начнет рисовать нисколько не хуже других людей.


В процессе обучения необходимо учитывать, что дети в своих фантазиях часто самоуверенны и готовы на любые подвиги. Если его спросить, умеет ли он водить поезд или автомобиль, он с уверенностью даст утвердительный ответ.


Малыши практически уверены, что смогут все, даже если раньше они это никогда не делали. При этом необходимо учитывать, что ситуация может кардинально измениться, если постоянно игнорировать их достижения, они быстро отказываются что-либо делать или не прилагают усилий, так как взрослый все равно останется недовольным.


Очень редко встречаются дети, которые не любят рисовать совсем, в таких случаях заинтересовать ребенка намного сложнее.


Если малыш предпочитает заниматься своими делами, очень важно не давить на него, не нужно часто предлагать краски и карандаши, так как в дальнейшем это занятие может вызывать только отвращение.

Первые упражнения методики для будущего художника.

Упражнения и методики


В процессе обучения необходимо учитывать, что обычное рисование может довольно быстро наскучить ребенку, поэтому ему необходимо показывать новые приемы.


Отпечатки

Это самый первый этап, отпечаток его вымазанной краской руки на листе бумаги может вызвать у малыша полный восторг.

Останавливаться на этом не стоит, можно ему показать, как отпечаток ладони преобразуется в кленовый лист, отпечаток ботинка можно переделать в изображение рыбки.


Отпечатки — монотипии

Монотипия идеально подходит для изображения симметричных предметов или пейзажей. В данном случае с одной стороны согнутого в вертикальной плоскости бумажного листа необходимо нарисовать половину бабочки.

Вторая половина листа смачивается водой, бумага складывается по сгибу и прижимается, в результате чего получается целая бабочка.

Таким же способом можно изображать пейзажи (траву, деревья, солнце), это позволит добиться эффекта присутствия водоема, в котором отражаются растущие на его берегах деревья и трава.


Изменение фона

Когда ребенок только учиться рисовать, белый цвет у него ассоциируется с листом бумаги, для разрушения стереотипа необходимо использовать и цветную бумагу.

На синем фоне, например, можно изобразить снежинки, которые будут сильно выделяться.


Узоры

На первом этапе рисовать рекомендуется начать с кружочков и черточек, после освоения которых можно переходить на более сложные узоры.

Малышу можно предложить изобразить вазу и украсить ее орнаментом. В качестве фона может использоваться любой цвет, для нанесения узоров можно взять декоративные краски.


Воск

Кусочек воска может также использоваться в качестве инструмента для рисования, его контуры проявятся после закрашивания краской, этот метод может широко применяться для создания зимних картин.


Краски

При обучении рисовании маленьких детей красками рекомендуется использовать водорастворимые (акварель и гуашь), так как они легко отмываются от мебели и отстирываются, не вызывают пищевых отравлений и аллергии.


Идеальным материалом для кисточек считается шерсть белки или пони.

Начинать обучение рекомендуется с рисования одним цветом, малыш должен уметь проводить штрихи, линии и контуры, которые в дальнейшем закрашиваются.


После освоения этих навыков можно переходить к более сложным методам.

Примакивание

Данный метод предполагает прикладывание к листу бумаги предварительно опущенной в краску кисточки, таким способом можно изобразить орехи.

Для придания обучению игровой формы можно приклеить на бумагу вырезанные фигуры зверюшек и предложить малышу нарисовать в их лапках орешки.


Как нарисовать платье

В данном случае можно использовать куклу в платье, которая укладывается на лист бумаги и обводится по контуру. Далее малыш может красить платье методом примакивания.


На следующем этапе можно нарисовать ковер и предложить малышу нанести узор по его краям, что может оказаться более сложной задачей.


Отдельные изображения

Начинать рисовать цветок можно с центральной части, для чего используется кончик кисти.

Лепестки изображаются вокруг середины методом примакивания, такой же способ используется для листочков.


Как научиться рисовать дерево

Дерево можно представить в виде руки с растопыренными пальцами, поэтому сначала изображаются ствол и ветки.

Таким дерево бывает только осенью и зимой, малыш методом примакивания может дорисовать листочки, и получится лето.


Птичка

Птичку можно изобразить при помощи кистей разного размера, большая позволит изобразить туловище, маленькая – крылья и хвост, лапки и голова дорисовываются как обычно.

  • 1
  • 2