Школьный музей

Школьный музей «Боевой Славы» МБОУ СОШ №4 г. Лиски им. Героя Советского Союза Капитана 1 ранга Великого В.И.


Музей «Боевой славы» в МБОУ СОШ №4 г. Лиски был открыт в январе 2021 года. 27 декабря 2019 г. нашей школе было присвоено имя Героя Советского Союза Великого Виктора Ивановича. Собирая информацию о герое, школьным активом было принято решение создать музей Боевой славы, где бы учащиеся могли лучше узнать о жизни наших соотечественников в годы ВОВ.


Биография героя:


(пролог)

" В нашей памяти вечно …"


Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины. В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена. За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек.


В преддверии 75 – ой годовщины ВОВ волонтёрами нашей школы удалось, увековечить имя Героя Советского Союза Великого Виктора Ивановича, аргументировав свои намерения в Совете народных депутатов Лискинского муниципального района.


Родители Великого Серафима Филипповна и Иван Константинович проживали на станции Лиски. В это время шла гражданская война белоказаки наступали на Лиски - крупную узловую железнодорожную станцию. Бои были кровопролитными, город несколько раз переходил из рук в руки. Отец, прежде чем уйти в партизаны, от беды подальше, отправил беременную жену с двумя сыновьями в город Усмань к ее родителям.


Школьный музей «Боевой Славы» МБОУ СОШ №4 г. Лиски им. Героя Советского Союза Капитана 1 ранга Великого В.И. (пролог), изображение №1

Виктор Великий родился 15 сентября 1918 года в городе Усмань (ныне — Липецкая область) . Позже семья вернулась обратно на станцию Лиски. Виктор Иванович учился в школе №12, которая в то время, располагалась недалеко от железнодорожного вокзала. Окончил три курса рабфака при Ростовском институте инженеров транспорта. В 1936 году Великий был призван на службу в Рабоче-крестьянский Красный Флот. В 1940 году он окончил Военно-морское училище береговой обороны. С 1941 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Юго-Западном и Сталинградском фронтах в составе Азовской военной флотилии.


С первых дней Великой Отечественной войны Виктор – в действующих частях. Он командует артиллерийской батареей отдельной бригады морской пехоты на Калининском фронте. В середине 1942 года В. И. Великого переводят на Онежскую флотилию, а с началом Сталинградской битвы – на Волжскую. Под непрерывным артиллерийско-минометным обстрелом и не прекращавшейся бомбардировкой с воздуха отряд катеров, ведомый молодым командиром, доставлял в Сталинград бойцов, оружие, боеприпасы, продовольствие. За умелые действия, мужество и храбрость Великий был награжден орденом Суворова III степени.


В апреле 1943 он назначается командиром отряда бронекатеров Азовской военной флотилии, которая провела много смелых операций. Особенно отряд Великого отличился в Керченской десантной операции, под сильным вражеским обстрелом и бомбежками он организовал переправу и прием на плацдарм десантных войск, вооружения, боеприпасов. Его отвага, мужество и умение во многом способствовали успеху этой дерзкой и сложной операции.


К ноябрю 1943 года старший лейтенант Виктор Великий командовал 1-м отрядом бронекатеров 3-го дивизиона бронекатеров Азовской военной флотилии. Отличился во время высадки десанта на Керченский полуостров.


С июня 1944 года Виктор Великий – командир дивизиона бронекатеров Дунайской флотилии. Моряки под его командованием участвовали в овладении чехословацким городом Комарно, Веной, в других операциях.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за «мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками» старший лейтенант Виктор Великий был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 2903.


Был также награждён четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, а также рядом медалей


После окончания войны Великий продолжил службу в ВМФ СССР. В 1946 году он окончил Высшие офицерские классы при Военно-морской академии. В 1961 году в звании капитана 1-го ранга Великий был уволен в запас. До 1982 года проживал в Севастополе, затем переехал в город Георгиу-Деж (ныне — Лиски) Воронежской области. Впоследствии вернулся в Севастополь. Скончался 23 апреля 1996 года, похоронен на городском кладбище «Кальфа» в Севастополе.


Почётный гражданин города Лиски. Бюст Великого установлен на территории Академии ВМС имени Нахимова. Имя «Виктор Великий» получил корабль ВМФ России проекта 22160.


В музеенесколько разделов:


1. 75 лет Великой Отечественной войне

2. В.И Великий - герой Советского Союза

3. Морской и речной  флот в годы ВОВ

4. Лиски в довоенные и военные годы

5. Афганистан - наша боль, память, слава

6. Герои-Лискинцы СВО


Поисковый отряд волонтёров обогатил экспозицию музея замечательными обучающими видеоматериалами. В нашем школьном музее Боевой славы им. В.И. Великого. Создана экспозиция невероятных стендов с дополнительной реальностью. помог осуществить эту идею Макс Крекотнев, талантливый фото и видеооператор. В этом клипе, вы сможете увидеть, как это происходит. Как на стендах появляется тематический фильм с интереснейшей информацией


Всего собрано 5 фильмов:


1- Юбилейное видео к 75летию ВОВ

2 - Биография В.И. Великого

3- Награды героя

4 - Служба в Дунайской флотилии

5 - Лиски в годы ВОВ


Новые технологии позволяют оживлять картинку. Для этого нужно лишь скачать приложение в Play Маркете ,,Stories Album, отсканировать наш QR-код и навести экран телефона на стену с информацией.


Поисковый отряд волонтёров обогатил экспозицию музея замечательными обучающими видеоматериалами

Разделы музея пополнились видеоуроками, дополняющими вступление экскурсовода.


В раздел о Великой Отечественной войне добавились следующие видеоматериалы:

1. ВЕЛИКИЕ СОВЕТСКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ - РЕАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

2. Города‑Герои Великой Отечественной Войны: По местам Воинской Славы!

3. "Дети-герои ВОВ" видео-урок

4. Тяжелые танки СССР времен второй мировой. Оружие победы.


Раздел Лиски в год ВОВ дополнили видео :

5. Экскурсия Лиски в годы войны

6. Частичная оккупация Воронежской области в годы Великой Отечественной войны


Раздел о морском флоте пополнился видеофильмом

7. ВМФ СССР. Хроника победы. Мониторы



Пояснительная записка программы:


Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков. Поэтому очень важно знать историю своей страны, своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. История прошлого – это память народов, в ней корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей, это история наших дедов и прадедов. Мы, сегодняшние, стоим на их плечах, и они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.


Цели программы:


· Сохранение исторической памяти и наследия, развитие интереса к истории своей страны, школы.


· Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.


· Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение истории своей родины.


· Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою школу, свою малую родину, за свою Отчизну.


Основные задачи:


Проводить поисковую работу в целях пополнения фонда школьного музея. 2. Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности.

3. Воспитывать культуру общения с людьми старшего поколения.


4. Вести поисковую работу по изучению жизни и деятельности учителей школы и выпускников.


5. На базе музея проводить уроки, посвященные героической борьбе русского народа, уроки мира, уроки мужества, организовывать встречи с участниками войны.


6. Приобщать учащихся к общественно-полезной работе, развивать деятельность по охране памятников истории и культуры. Развивать информационно-коммуникативные способности учащихся, воспитывать толерантность по отношению к другим людям.


Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.


Девиз музея - " В нашей памяти вечно …".


Образовательное пространство: школьный музей взаимодействует с Лискинским Историко-Краеведческим музеем, кабинетом истории, с библиотекой, Интернет-ресурсами.


Стратегия и механизмы достижения поставленных целей. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями. Участие детей в поисковой работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.


В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. Принципы работы школьного музея. Существующая практика музейного дела предполагает необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов:


· Свобода выбора детьми направления своей деятельности в музее на основе своих интересов и потенциальных возможностей; Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором развития музея;

· Партнёрство всех школьных структур в организации воспитательной работы школы;

· Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда;

· Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, проведении экскурсий, во всей деятельности музея;

· Строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;

· Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея;

· Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.


Основные виды деятельности школьного музея:


1.Экскурсионная работа.

2. Фондовая работа.

3. Организационно-методическая работа.


В нашей группе вы можете узнать много подробностей об открытии и  работе нашего школьного музея:

Это и статьи  о создании музея https://vk.com/@-97570980

И видеоматериалы https://vk.com/video/playlist/-97570980_27

И фотоальбом https://vk.com/album-97570980_298189518




Специальное предложение.


Закажите наши услуги прямо сейчас и получите скидку 20%.
Мы свяжемся с вами в течение часа.